В первом полугодии 2024 г. компания FitnessData порадовала нас новыми опросами и положительной статистикой по инвестициям в фитнес-бизнес, только объем инвестиций, не включающий строительство новых объектов, составил 11 миллиардов рублей, что в процентном соотношении по сравнению с 2023 годом дало плюс 70%.
Часть инвестиций, в размере примерно 2 миллиарда рублей, были вложены в небольшие объекты, студии и узкопрофильные клубы, но большая доля инвестиций, порядка 9 миллиардов, была направлена на полноценные фитнес-клубы.
Конечно, показатель инвестиций в фитнес-бизнес сильно зависят от повышения цен на оборудование и оснащение фитнес-клубов, затрат на ремонт и возросшую аренду помещений, в реальном выражении показатель инвестиций ниже, но это все равно динамика вверх.
На конец первого полугодия 2024 было еще открыто 220 спортивных объекта, причем распределение по форматам показывает больший оптимизм среди инвесторов, если в начале 2023 года на каждый открытый полноценный фитнес-клуб приходилось более 4 открытых небольших студий, то во втором полугодии 2024 года количество небольших студий приближается к 3 на один фитнес-клуб. Это говорит о том, что большинство инвесторов достаточно уверены и предпочитают вкладывать большие деньги, рассчитывая на окупаемость фитнес-проектов.
Выводы компании FitnessData о дальнейшем потенциале в ближайшие годы: в ближайшие годы темпы роста рынка будут определяться двумя ключевыми факторами: количеством инвестиций и реальными доходами населения. Инвестиции в отрасль приведут к тому, что фитнес будет доступен в непосредственной близости от дома.
Учитывая амбициозные планы крупнейших операторов, инвестиции в отрасль, по крайней мере, останутся на текущем уровне, если не будет повышена базовая ставка центрального банка. Более высокая инфляция замедлит положительную динамику реальных доходов в фитнес-бизнесе, однако базовые прогнозы предполагают, что рост продолжится, но более медленными темпами, чем сейчас.
Глобальный тренд на здоровый образ жизни сохраняется и будет сохраняться в ближайшие годы. Эта тенденция наблюдается по всему миру и, конечно, не может миновать Россию. Все макроэкономические показатели влияют на развитие отрасли в целом, но не так значительно и не столь шокирующе благодаря тому, что цены на фитнес не повышаются для населения стремительно, как на другие товары и услуги. Цены на фитнес-услуги постепенно растут в стране, исключением является Москвы, где цены в мае-июне показали, наоборот, падение, а по результатам полугодия выросли всего на 3%. В целом цены с прошлого года на фитнес-услуги выросли всего на 12%.
Структура выручки в фитнес-клубах продолжает меняться, все меньше приходится на продажи клубных карт и все больше выручки от дополнительных фитнес-услуг. Клубы создают дополнительные пакеты для повышения рентабельности бизнеса. Доля доходов от дополнительных фитнес-услуг растет в классических клубах, как и в 2023 году, меньше изменений в небольших фитнес-клубах и студиях. Увеличивается до 40% прибыль от дополнительных услуг в столице и городах с численностью населения более 500 000 человек, в небольших городах выручка от доп. фитнес-услуг составляет всего 24%.
Ключевой тренд 2023 года также не меняется, постепенно снижается доля годовых клубных карт и увеличиваются предложения коротких пакетов и рекуррентных платежей. Все чаще фитнес-клубы предлагают однократные посещения, хотя в 2019 году их почти не было в сетевых фитнес-клубах. Доля коротких по времени карт увеличивается благодаря открытию небольших студий, которые вынуждены бороться за клиента в активной конкурентной среде. Но это популярно не только из-за повышенной конкурентности рынка, но и из-за того, что все больше пользователей фитнес-услуг склоняются к оплате помесячно, разово или в рассрочку, от этого сегмент клубов с рекуррентными платежами стремительно растет.
Для оценки перспективы данного формата с точки зрения удобства платежей в июне 2024 года FitnessData провела опрос 1 200 пользователей фитнес-клубов. Доля клиентов, готовых перейти на ежемесячное списание при наличии такой системы оплаты в фитнес-клубе достигает 53% среди молодежи и 21% среди взрослого населения. Основной причиной этого является доступность данной модели оплаты, особенно среди молодых возрастных групп, которые пользуются услугами по подписке в других потребительских нишах так же.
Первое полугодие 2024 года показало правильность прогноза тенденций изменения в фитнес-индустрии. Читайте нашу статью Анализ фитнес-рынка в 2023 году и прогнозы на 2024. Инвестиции в бизнес продолжают расти, причем вложения стали более уверенные и оптимистичные. Цены на фитнес-услуги выросли, но не более чем на 12%, что оставляет фитнес-услуги в доступном сегменте услуг для большинства категорий граждан. Трендом последних двух лет стали короткие абонементы, рекуррентные платежи и разовые посещения, более затратные для владельцев бизнеса, хотя пока еще годовые абонементы лидируют в продажах.
Год еще не закончился, а уверенный рост российского рынка фитнес-услуг в 24% является хорошим показателем положительной динамики фитнес-индустрии в России. «Спрос рождает предложения», а значит и потребность у населения увеличивается.