О том, как в Чечне удалось развить фитнес-клуб «Вайнах» и на что при этом пришлось пойти, рассказал управляющий Рушан Гильманов.
Где располагается клуб «Вайнах»
Клуб был открыт в городе Шали — это город в Чечне с населением не более 50 тыс. человек. Населенный пункт только недавно получил городской статус.
Из-за небольших размеров в городе достаточно мало мест общественного досуга. Благодаря этому новый фитнес-клуб превратился в одно из важнейших мест, где можно провести время. Сам клуб – часть большого нового спорткомплекса. В комплексе есть футбольный клуб, гостиница и даже ипподром.
В клубе расположен не только спортзал, но и бассейн с финской сауной. Есть несколько помещений для групповых тренировок и залы для занятий борьбой, боксом и ММА.
О конкуренции в Чеченской Республике
Чечня не отличается наличием большого числа фитнес-клубов, поэтому конкуренция в республике не очень большая. В основном конкурируют между собой небольшие спортзалы и бойцовские клубы. Связано это с тем, что местная молодежь очень увлечена борьбой и другими контактными видами единоборств.
Фитнес-клуб с его годовыми абонементами и разнообразием зон – это что-то новое для региона. «Вайнах» — это первый чеченский клуб, куда можно прийти всей семьей: есть зоны для женщин и детей.
Основная особенность республики — это гендерное разделение. В Чечне невозможно нормально развивать бизнес, если не учитывать культурную специфику местного общества. В клубе придумали следующую схему: четыре дня в неделю в клубе занимаются исключительно мужчины, а три дня – только женщины.
Поскольку в Чечне пользуются огромной популярностью различные единоборства, в клубе предусмотрены два больших зала на 1,4 тыс. кв. метров. Один зал предназначен для занятий борьбой, другой — для бокса, ММА и кикбоксинга.
Залы оснащены качественным оборудованием, которого нет даже в некоторых отечественных спецшколах. Залы для единоборств пользуются в городе наибольшим спросом.
Для женщин открыты специальные групповые секции, которые в рамках местных традиций они могут посещать. Например, в клубе нет секции западных танцев, но есть чеченские танцы.
Групповые занятия
Групповые занятия были новым словом для региона, поэтому местные жительницы шли на них неохотно. Клуб провел персональную работу чуть ли не с каждой клиенткой! Постепенно удалось доказать местным жительницам, что фитнес — это действительно круто. Агитацией занимались не только маркетологи, но и весь персонал клуба, включая тренеров.
Наиболее востребованными групповыми направлениями оказались следующие:
- йога;
- растяжка;
- марафоны на похудение;
- аквааэробика;
- бассейн.
Сложности организации работы клуба в Чечне
Из-за культурных особенностей региона было сложно организовать раздельный сервис для женщин и мужчин. Из-за разделения недели на женские и мужские дни приходилось комплектовать сразу две группы инструкторов.
Другая проблема — поиск подходящего персонала. В Чечне очень мало специалистов в области фитнеса. Большую часть персонала клуб «Вайнах» подготовил еще до открытия с нуля. В том числе были подготовлены менеджеры отдела продаж и управленцы.
Целевая аудитория клуба и ценовой сегмент
Основа целевой аудитории — это мужчины и женщины от 20 до 40 лет. На старте было больше мужчин, но сейчас в клубе соотношение посетителей разных полов 1:1. В клуб ходят в основном жители города. Однако часто приезжают клиенты из других городов, в том числе из Грозного – за 30 километров.
Вне сезона клуб устраивает акции и снижает цены. Предлагаются абонементы на год и три месяца. Отдельно продаются абонементы на секции.
Каналы привлечения новых клиентов
Лучше всего привлекает клиентов сарафанное радио. В Чечне сильно развиты родственные связи, поэтому рекомендации близких и родных — лучший инструмент маркетинга. Также неплохо работает инстаграм. В Чечне эта социальная сеть сейчас очень и очень популярна.
Интересно, что личная страница в инстаграме дает больше пользы, чем таргетированная реклама. Обычно конверсии приносят телефонные звонки со страницы. Формы, которые собирают лиды, работают хуже.
Об автоматизации бизнес-процессов в клубе
Из-за нехватки персонала было решено максимально автоматизировать все бизнес-процессы. В основе всего лежит система «1С:Фитнес». Через нее ведутся записи, в том числе оформляется договор с клиентом.
О перспективах фитнес-индустрии в Чечне
Чечня — это регион, где местные жители особенно любят спорт. В этом смысле динамика развития чеченского фитнеса может быть гораздо выше, чем в среднем по России.
О каком-то будущем можно будет говорить только после того, когда закончится эпидемия коронавируса. Сейчас, в 2020 году клубы, закрываются, и многие не смогут пережить текущий кризис. По некоторым оценкам, отрасль может упасть на 10-40%.
Основная проблема Чечни – низкая платежеспособность населения. Из-за криза она может только усугубиться.