Сколько людей в нашей стране ведут здоровый образ жизни, кто и как часто занимается фитнесом, что будет с фитнес-индустрией в 2020 году и что такое государственный план по физической активности — об этом рассказала Ольга Киселева, глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии.
О российской статистике фитнеса и ЗОЖ
В России, по информации Росстата за прошлый год, только 12% граждан увлечены ЗОЖ. Это люди, которые правильно питаются и занимаются фитнесом. В Европейском Союзе и Соединенных Штатах число таких людей превысило в 2019 году 40%.
Мы и сами прекрасно знаем, что наши соотечественники не слишком беспокоятся о своем здоровье. Согласно некоторым опросам, россиянам для хорошей жизни нужны только деньги, еда, одежда и обувь — спорт далеко не на первой позиции.
Почему ЗОЖ более популярен на Западе
Граждане ЕС и США не понаслышке знают, как здоровье влияет на социальное и экономическое благополучие. Если человек на Западе болеет, он не может полноценно работать и зарабатывать на жизнь. Счета за лечение, не покрытые страховкой, обычно достигают сотни тысяч долларов. Лечение загоняет человека в кредитное рабство.
Наоборот, в СССР с его бесплатной медициной и бюллетенями граждане старались выйти на «законный» больничный, чтобы получить дополнительный «отпуск». Многие «болели» с завидной регулярностью: два-три раза в год. В нашей стране не сложился культ ЗОЖ.
Современная Россия растеряла многие достижения Советского Союза. Молодое поколение столкнулось с платной медициной. Руководство компаний с подозрением смотрит на сотрудников, которые часто болеют. Россияне постепенно начинают понимать, что здоровье необходимо для благополучной жизни.
Тот же коронавирус обходит стороной спортивных людей с хорошим иммунитетом.
Здоровье как признак среднего и высшего классов
В Советском Союзе общество не делилось на классы. В США, ЕС и современной России здоровье и здоровый внешний вид — привилегия среднего и высшего классов. Принадлежность к определенной социальной страте заставляет человека заботиться о внешнем виде. Зубы должны быть белыми, кожа — гладкой и чистой, не обойтись без спортивной внешности и подтянутости. Здоровье — это признак успеха.
В России ЗОЖ постепенно получает распространение среди миллениалов и 20-30-летник молодых людей. Индустрия фитнеса растет на 5-7% каждый год. Тем не менее, из-за коронавируса в 2020 году рынок может упасть на 30-40%.
Главные точки роста отечественного фитнеса — крупные города. Вот они:
- Москва и область — почти 48% рынка;
- Санкт-Петербург — 11%;
- крупные города с населением более миллиона человек — 21%;
- остальная Россия — 20%.
Очевидно, что пока диван и телевизор без труда побеждают фитнес.
Как заинтересовать граждан фитнесом
Правда, если верить опросу ВЦИОМ, проведенному в конце 2019 года, более половины граждан России и без того уже «занимаются спортом». 40% из них делают это систематически: бегают, ходят в спортивные залы или посещают бассейны от 1 часа 15 минут в неделю. Так что реализация указа президента будет зависеть от методики подсчета: как отличить ЗОЖ от симуляции?
Согласно другим данным, более 40% граждан России не могут регулярно заниматься спортом из-за нехватки времени. Еще 30% не ходят в спортзал из-за жалоб на здоровье, а 20% опрошенных утверждают, что им фитнес не нужен.
Фитнес-клубам мешают развиваться следующие факторы:
- неподъемная ставка аренды;
- высокая налоговая нагрузка (ФОТ — это 40% всех расходов);
- дорогая земля;
- дорогие кредиты.
Пока в нашей стране фитнес не считается «социально-ориентированным бизнесом», поэтому владельцы клубов не могут рассчитывать на льготы и другие преференции. За прошлый год в России закрылось более полтысячи фитнес-клубов.
Итог: у граждан нет времени и желания заниматься спортом, а у фитнеса — нет поддержки, необходимой для развития.
Как в такой ситуации повысить популярность фитнеса? Компании могут открывать фитнес-клубы прямо в офисе и оплачивать членство сотрудников. В СМИ можно более усердно пропагандировать ЗОЖ. Клубам нужно дать больше льгот. Тогда, возможно, ЗОЖ и фитнес станут нормой для россиян.